Делаем новости

Игра моделирует один день (неделю) работы службы информации на радио и дает возможность студентам выступить в роли создателей радионовостей, пройдя все этапы работы от замысла до эфира.
 

Цель упражнения

Дать представление о формах и методах профессиональной работы радиожурналиста.
 

Формируемые навыки и умения

  • Освоение технологии создания радиопередачи
  • Умения создавать текст для радио
  • Умение определять информационные приоритеты для заданного типа издания
  • Умение определять подходящие жанры и форматы для различных медиаплощадок
  • Спосбность работать в команде

 
Длительность: 2 академические пары (между которыми неделя на самостоятельную работу).

Уровень сложности: средний (проводится после знакомства студентов с теорией по радиожурналистике, предполагается, что студенты знакомы с темами «Новости на радио», «Язык радио», «Написание текстов на радио», «Звук в радиоэфире», «Работа радиожурналиста с текстом и звуком»).

Оборудование: цифровой диктофон, микрофон, наушники, аккумуляторы или батарейки для диктофона, компьютер или ноутбук, звуковой редактор, позволяющий записывать и обрабатывать звук на компьютере (например, Adobe Audition), программа для воспроизведения звука, доступ к сети Интернет, колонки.
 

Описание упражнения

Игра разбита на этапы. Для ее прохождения студенты объединяются в команды по 5-6 человек (это лучше сделать заранее).

Этап 1

Разработка концепции информационного выпуска проходит на первом занятии. Каждая команда готовит свою концепцию и представляет её на обсуждение.

Концепция информационного выпуска для радио (проект)

  1. Описание аудитории, на которую рассчитан выпуск.
  2. Тип выпуска (тематический, общий, специальный).
  3. Время выхода и периодичность (утренний, вечерний, раз в неделю, каждый день и т.п.).
  4. Хронометраж (не менее 7 минут).
  5. Звуковое оформление.
  6. Жанры.
  7. Состав команды (указать редактора, ведущего, корреспондентов, звукорежиссера).
  8. Примерный тематический план выпуска, согласно календарному плану.
  9. План работы команды над выпуском.

Затем команда составляет график своей работы, прописывает план первого выпуска:

  • тематический план выпуска (тема+жанровое воплощение),
  • закрепление ответственных за материалы выпуска,
  •  звуковое оформление выпуска.

План выпуска обсуждается на паре (можно сразу вместе с концепцией, можно отдельно). Кроме того, автор каждого материала представляет примерный план своей работы.

Этап 2

В течение недели, на которой студенты делают свой выпуск, каждый корреспондент присылает по электронной почте (или Вконтакте) преподавателю материал на проверку. После уточнений и исправлений материал передается редактору и ведущему. Звуковые дорожки должны быть расшифрованы.

Перед записью выпуска редактор высылает преподавателю верстку выпуска.

Накануне второго занятия (эфира выпуска), выпуск записывается и монтируется студентами самостоятельно.

Этап 3

На втором занятии группа и преподаватель слушают выпуск, обсуждают его, подводят итоги, обсуждают ошибки как в самом выпуске, так и в ходе работы над ним. В обсуждении принимает участие каждый студент.

По желанию преподавателя и студентов, выпуск может быть опубликован в сети Интернет (сайт университета, социальные сети и т.д.).

 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

1. Разделить студентов на команды лучше заранее, а не на паре.

2. Подготовить график выступления команд.

3. Аудиторию для выпуска лучше брать близкую вашим студентам. Например, студенты вуза/факультета. Как показывает практика, студенты хорошо ориентируются в этой среде и знают хотя бы примерно информационную картину ближайшей недели.

4.  У каждого корреспондента должны быть свои сроки подготовки материала. Студенты не должны оставлять все на последний день. В последний день они сводят выпуск, при этом вся редактура преподавателя должна быть учтена.

5. Когда студенты сдают материал на редактуру-проверку, все звуки в нем должны быть расшифрованы и оформлены в тексте. Это касается и вёрстки выпуска в целом.
 

Автор упражнения

Юлия Аникеева, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, Саратовский государственный университет