Конвергентная редакция

Игра моделирует процесс планирования работы в конвергентной редакции. Цель — разработать тактику реализации информационных поводов для различных медиаплатформ.
 

Цель

Формирование представлений о работе конвергентной редакции в условиях ограниченности ресурсов путем моделирования игровой ситуации.
 

Формируемые навыки и умения

  • Поиск актуальных информационных поводов для СМИ определенного типа
  • Планирование работы конвергентной редакции
  • Умение определять информационные приоритеты для заданного типа издания
  • Умение определять подходящие жанры и форматы для различных медиаплощадок

 
Длительность: два/четыре академических часа.

Уровень сложности: средний.

Оборудование: специальное оборудование не требуется.
 

Описание

Проведение игры возможно в двух вариантах.

Первый вариант предполагает предварительный поиск студентами актуальных на день занятия информационных поводов для университетского СМИ. В итоге с группы студентов в начале занятия следует собрать 13-15 подходящих информационных поводов.

Второй вариант предполагает подготовку информационных поводов дня преподавателем. Например, таких:

  • В главном актовом зале пройдет конкурс «Мисс химфак».
  • С сегодняшнего дня и до конца недели на территории студгородка будет работать мобильный пункт флюорографии.
  • Сегодня утром около студгородка бродячая собака укусила профессора биофака по пути на работу.
  • В конференц-зале состоится международная конференция «Журналистика в цифровую эпоху».
  • Напротив входа в студгородок на другой стороне улицы пилят вековые липы.
  • Сегодня последний день подачи заявок на Разуваевскую стипендию.
  • Две недели назад студент истфака был сбит автобусом. Сейчас находится в больнице в тяжелом состоянии. Нужны средства на лечение и реабилитацию.
  • Сегодня пройдет акция по сдаче крови на типирование для регистра доноров костного мозга. Акция будет проходить в кабинетах лаборатории «Гемохелп» по адресам:….
  • В старом зале состоится встреча с послом Чехии в России.
  • Студент нашего вуза стал серебряным призером международной олимпиады по программированию в Праге.
  • В каморке, что за актовым залом, кошка родила котят. Котята уже подросли и выползают на сцену в самый неподходящий момент. Будущие хозяева, откликнитесь!
  • Из террариума биофака уползла неядовитая теплолюбивая змея. Просьба срочно сообщить о ее местонахождении и не обижать. Она может погибнуть.
  • Открытие в фойе библиотеки выставки живописи художника Е.Зотова, члена союза художников РФ, выпускника биофака.

Во время занятия студенты делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа представляет собой редакцию конвергентного СМИ вуза. В «холдинг» входят:

  • печатная университетская газета периодичностью 1 раз в 2 недели;
  • традиционное внутреннее радио;
  • университетское ТВ с вещанием в корпусах вуза;
  • информационный мультимедийный сайт;
  • канал на YouTube;
  • официальные паблики университета в соцсетях (Facebook, VK, Instagram).

Группа должна выступить в роли коллективного мультимедийного продюсера: выбрать темы для освещения в рамках сегодняшнего дня; определить жанры, форматы, площадки, на которых будут опубликованы материалы на выбранную тему; определить человеческие ресурсы, необходимые для работы над материалами.

Для работы в течение дня редакция имеет «кредит» в 20 баллов.

Все действия по освещению повестки рассчитываются исходя из следующих параметров:

  • Выход/выезд корреспондента на место события (запись комментария) – 2 балла;
  • Выход/выезд фотографа на место события – 2 балла;
  • Выход/выезд телеоператора на место события – 2 балла;
  • Написание текста по собранной информации любого жанра – 1 балл;
  • Редактирование («переупаковка») текста для другой платформы – 1 балл;
  • Поиск текстовой информации в интернете для одного материала – 1 балл;
  • Поиск мультимедийной информации в интернете для 1 материала – 1 балл;
  • Монтаж видеоматериала – 1 балл;
  • Создание инфографики – 1 балл;
  • Верстка мультимедийного лонгрида – 1 балл;
  • Публикация готового материала на любой платформе – 1 балл.

Корреспондент может фотографировать и снимать видео с помощью смартфона (за это дополнительные баллы не снимаются), но публиковать такой контент можно лишь в социальных сетях.

В штате два фотографа и оператор. Фотограф и оператор могут побывать за день лишь на двух съемках каждый. Выполнять функции друг друга они не могут.

Результатом работы группы должен стать:

  • Выбор тем из повестки;
  • Определение «главной», самой значимой, по мнению редакции, темы;
  • Выбор видов работ для каждого материала (выезд на событие той или иной творческой единицы, написание текста, редактирование, монтаж и др.);
  • Выбор жанров и форматов;
  • Выбор площадок  для публикации при освещении каждой темы;
  • Сумма потраченных ресурсов в баллах для каждой темы.

Каждая группа должна описать, как она будет работать над каждой выбранной темой, как эта тема должна будет выглядеть «на выходе», объяснить выбор тем, жанров и форматов, сформулировать эффект от публикации на каждой площадке (на какую целевую аудиторию рассчитана конкретная публикация).
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

Имеет смысл обратить внимание студентов на разнообразие возможностей воплощения одной и той же темы. Где-то следует сделать качественную мультимедийную историю на одной платформе, где-то максимально «размножить » текстовое сообщение во всех источниках.

Следует обратить внимание, что редакция не живет одним днем. Для некоторых тем лучше сегодня сделать «задел» для последующей публикации (например, лонгрида), чем срочно опубликовать сырой текстовый материал. Соревнование заключается не в том, кто больше охватит информационных поводов, а кто наиболее грамотно и разумно выстроит работу редакции в условиях обозначенных ограничений. Пусть студенты объяснят логику своего выбора.

Обратите внимание, насколько студенты делали акцент на «переупаковку» материала, редактирование материалов для разных площадок, старались ли они при этом сэкономить (например, при публикации одного и того же текста на разных площадках) или сделать адаптированные версии. Имеет смысл обращать внимание студентов, какого эффекта они хотят добиться своими публикациями.
 

Автор упражнения

Василиса Бейненсон, старший преподаватель кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского