Репортаж для новых медиа

Упражнение предполагает создание оперативного мультимедийного онлайн-репортажа на площадке учебной группы соцсети «ВКонтакте».
 

Цель упражнения

Дать студентам представление о специфике жанра репортажа в условиях новых медиа, об отличиях оперативного мультимедийного онлайн-репортажа от других сетевых разновидностей репортажа.
 

Формируемые навыки и умения

  • Поиск информационных поводов для соответствующего жанра и формата
  • Создание мультимедийного контента соответствующей жанровой разновидности и размещение его в режиме реального времени в cети
  • Оперативное редактирование фото-, аудио- и видеоматериалов, пригодных для размещения в рамках мультимедийного произведения

 
Длительность: 2-3 академических часа.

Уровень сложности: базовый.

Оборудование: смартфон/планшет с доступом в интернет, штатив/монопод (как вариант: цифровой фотоаппарат, лэптоп с доступом в интернет).
 

Описание

Упражнение может проводиться в двух вариантах.

1 вариант («оперативный»)

Подготовка и публикация материала проходит строго в рамках занятия (2-3 академических часа). Студенты на предыдущем занятии информируются о характере предстоящей работы, инструктируются по поводу механизма его выполнения и требований к конечному результату и получают задание продумать объект и место съемки для запланированного практикума.

Непосредственно на занятии преподаватель еще раз проговаривает условия работы, отвечает на вопросы студентов, и студенты идут «в поля» выполнять задание. Возможна работа в парах. Требования к онлайн-репортажу:

  • Репортаж должен иметь некоторую журналистскую ценность (информативность, актуальность или проблемность).
  • Репортаж должен состоять не менее чем из 5 текстовых постов, двух фотографий, сопровождающих текстовое сообщение. Желательно использовать видео- или аудиоподкаст,
  • Репортаж репортаж должен быть опубликован в режиме реального времени во время занятия. Последний пост должен быть опубликован до окончания пары. Работы, созданные в другое время, не принимаются.

Механизм публикации. В специально созданной учебной тематической группе необходимо создать отдельную тему в «Обсуждениях». В ней будет происходить процесс публикации. Название темы: фамилии авторов и заголовок репортажа. Далее в поле «Текст» необходимо написать первое текстовое сообщение репортажа. Далее необходимо добавлять в обсуждение новые посты по ходу развития события (в поле «Комментарии») с фото, видео или без них. Текстовые посты и любые мультимедийные материалы к нему должны находиться именно в специально созданной теме в «Обсуждениях», а не на стене или где-то еще.

 

2 вариант («продуманный»)

Студенты получают задание создать и опубликовать мультимедийный онлайн-репортаж в течение недели. Требования к качеству при этом повышаются. Работа индивидуальная.

Требования к онлайн-репортажу:

  • Онлайн-репортаж должен иметь очевидную информационную ценность. Информационный повод должен иметь общественную значимость (хотя бы на уровне вуза или района). Событие должно иметь этапы развития.
  • Репортаж должен состоять не менее чем из пяти текстовых постов, двух фотографий и одного видео- или аудиоподкаста, сопровождающего текстовое сообщение.
  • Первое сообщение должно сопровождаться самым ярким, интересным или характерным фото.
  • Размещен репортаж должен быть в режиме реального времени в ходе события. Последний пост должен быть опубликован по окончанию события.
  • Язык и стиль репортажа должен соответствовать требованиям, предъявляемым к произведениям данной жанровой разновидности.

Механизм публикации аналогичный.

По итогам выполнения задания (на следующем занятии) проводится обсуждение хода выполнения упражнения, возникших проблем и сложностей (творческих, технических, организационных), определение лучших в группе образцы работ, выявление наиболее удачных тематических областей для заданного формата.
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

Для первого («оперативного») варианта имеет смысл ввести условие предварительного оповещения студентов о характере будущего задания, чтобы они смогли продумать заранее подходящие объекты будущей съемки в пределах шаговой доступности от здания факультета. Очевидно, что вероятность события, проходящего в рамках отведенного времени, невелика, поэтому ориентировать студентов следует на проблемные или необычные объекты для съемки, которые могли бы вызвать общественный интерес. Однако в таком случае часто пропадает «репортажный» потенциал (в отличие от работы на событии). Эту возможную проблему следует обговорить со студентами заранее и вспомнить приемы создания действия, практикуемые в тематических и, так называемых, постановочных типах традиционного репортажа.

Можно практиковать проведение упражнения в обоих вариантах в рамках одного курса, если на него отведено достаточное количество часов. В таком случае появляется возможность корректировки ошибок после прохождения первого варианта упражнения.

Если нет возможности проводить оба варианта, рекомендуется проводить упражнение второго типа, по итогам которого обычно получаются более продуманные работы, дающие более определенное представление о специфике данной жанровой разновидности.
 

Автор упражнения

Василиса Бейненсон, старший преподаватель кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
 

Как может выглядеть готовое задание

Примеры скриншотов из студенческой работы


Детали той же работы: