Студенты проводят анализ фотографий для выявления невербальной, чувственной составляющей и её соотношения с сопровождающим журналистским текстом, затем иллюстрируют собственные истории.
Цель упражнения
Обучение навыкам гармоничного соединения вербальных и визуальных элементов и частей журналистского, рекламного и PR-произведения с помощью чувственной составляющей массовой коммуникации (методики эмпатии).
Формируемые навыки и умения
- ассоциативное мышление
- навыки соединения иллюстрации и текста
Длительность: 2 академических пары (с перерывом в несколько дней для выполнения домашнего задания).
Уровень сложности: начальный.
Оборудование: 12-16 выразительных художественных фотографий в цифровом формате (в бумажном варианте – 1-3 экземпляра), ПК для преподавателя, проектор, смартфоны, фотоаппараты для студентов.
Описание упражнения
В аудитории
Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. Ответы на вопросы студенты записывают, потом обсуждают:
- Назовите пять, на ваш взгляд, самых ярких и сильных позитивных чувств, переживаний.
- Назовите пять самых негативных чувств, переживаний.
- Найдите выражение этих и подобных чувств и переживаний в предложенных вам картинках (клипарте из 12-16 изображений).
- Выберите из клипарта одну картинку с выражением позитивного или негативного чувства. Попробуйте вспомнить любую реально случившуюся историю, также выражающую это же чувство.
- Опишите свою историю и возникшее чувство в одном или нескольких абзацах. Попробуйте вызвать у читателей своей историей, фрагментом похожие чувства, переживания. Делайте это одновременно в созданном общем диалоге в какой-нибудь социальной сети или мессенджере, например вКонтакте.
- Прочитайте истории, обсудите их.
- С помощью фотоаппарата или смартфона и подручных объектов попробуйте сделать снимок (снимки), запечатлевающие эмоции и чувства, выраженные в вашем тексте. Постарайтесь, чтобы они были абсолютно не похожи на изначально выбранное вами изображение. Проиллюстрируйте фотографией свою историю.
Домашнее задание
- Посмотрите и прочитайте две иллюстрированные публикации в интернет-СМИ. В одной из них картинка и текст соединены с помощью абстрагирования. В другой — эмпатии (можно подобрать свои примеры).
- Попробуйте объяснить, как соединение визуального и вербального работает на общий замысел автора.
- Найдите и представьте свои примеры (не менее двух) соединения в журналистском произведении визуального и вербального содержания, на ваш взгляд, гармонично работающего на авторскую идею и (или) вызывающего эмпатию аудитории.
В аудитории
Преподаватель со студентами подводит итоги домашнего задания, обсуждает найденные студентами примеры соединения визуального и вербального содержания
Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения
Предварительно нужно подобрать примеры фотографий, распечатать или отсканировать их. Это могут быть работы местных фотографов, либо известных авторов.
Автор упражнения
Андрей Золотухин, доцент факультета журналистики, Воронежский государственный университет