Работа с картинками: методика эмпатии

Студенты проводят анализ фотографий для выявления невербальной, чувственной составляющей и её соотношения с сопровождающим журналистским текстом, затем иллюстрируют собственные истории.
 

Цель упражнения

Обучение навыкам гармоничного соединения вербальных и визуальных элементов и частей журналистского, рекламного и PR-произведения с помощью чувственной составляющей массовой коммуникации (методики эмпатии).
 

Формируемые навыки и умения

  • ассоциативное мышление
  • навыки соединения иллюстрации и текста

 
Длительность: 2 академических пары (с перерывом в несколько дней для выполнения домашнего задания).

Уровень сложности: начальный.

Оборудование: 12-16 выразительных художественных фотографий в цифровом формате (в бумажном варианте – 1-3 экземпляра), ПК для преподавателя, проектор, смартфоны, фотоаппараты для студентов.
 

Описание упражнения

В аудитории

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. Ответы на вопросы студенты записывают, потом обсуждают:

  1. Назовите пять, на ваш взгляд, самых ярких и сильных позитивных чувств, переживаний.
  2. Назовите пять самых негативных чувств, переживаний.
  3. Найдите выражение этих и подобных чувств и переживаний в предложенных вам картинках (клипарте из 12-16 изображений).
  4. Выберите из клипарта одну картинку с выражением позитивного или негативного чувства. Попробуйте вспомнить любую реально случившуюся историю, также выражающую это же чувство.
  5. Опишите свою историю и возникшее чувство в одном или нескольких абзацах. Попробуйте вызвать у читателей своей историей, фрагментом похожие чувства, переживания. Делайте это одновременно в созданном общем диалоге в какой-нибудь социальной сети или мессенджере, например вКонтакте.
  6. Прочитайте истории, обсудите их.
  7.  С помощью фотоаппарата или смартфона и подручных объектов попробуйте сделать снимок (снимки), запечатлевающие эмоции и чувства, выраженные в вашем тексте. Постарайтесь, чтобы они были абсолютно не похожи на изначально выбранное вами изображение. Проиллюстрируйте фотографией свою историю.

Домашнее задание

  1. Посмотрите и прочитайте две иллюстрированные публикации в интернет-СМИ. В одной из них  картинка и текст соединены с помощью абстрагирования. В другой — эмпатии (можно подобрать свои примеры).
  2. Попробуйте объяснить, как соединение визуального и вербального работает на общий замысел автора.
  3. Найдите и представьте свои примеры (не менее двух) соединения в журналистском произведении визуального и вербального содержания, на ваш взгляд, гармонично работающего на авторскую идею и (или) вызывающего эмпатию аудитории.

В аудитории

Преподаватель со студентами подводит итоги домашнего задания, обсуждает найденные студентами примеры соединения визуального и вербального содержания
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

Предварительно нужно подобрать примеры фотографий, распечатать или отсканировать их. Это могут быть работы местных фотографов, либо известных авторов.
 

Автор упражнения

Андрей Золотухин, доцент факультета журналистики, Воронежский государственный университет