pixabay

«Шинель» под микроскопом

Студенты осваивают работу с мультимедийными планами: дальним, общим, средними, крупным и деталью.
 

Цель упражнения

Обучение основам монтажа мультимедийного материала.
 

Формируемые навыки и умения

  • Знать: особенности мультимедийного монтажа, принципы использования того или иного плана в мультимедийном материале
  • Уметь: работать с разными мультимедийными планами (дальним, общим, средними, крупным и деталью)
  • Владеть: навыками создания мультимедийных материалов в разных жанрах и форматах универсальной журналистики

 
Длительность: 2 академических часа.

Уровень сложности: средний.

Оборудование: карточки (см. описание задания), флипчарт, бумага А3, ручки, карандаши, цветные маркеры, стикеры и др.
 

Описание упражнения

Используя карточки, созданные по произведению «Шинель» Н.В. Гоголя, студенты учатся работать с мультимедийными планами.

1. Преподаватель предлагает студентам выбрать три карточки: по одной из категорий «Подозреваемые», «Обстоятельства», «Приметы и образ жизни». Студенты получают задания:

a. Персонажа из категории «Подозреваемые» раскрыть крупным планом (с позиции причастности к смерти А.А. Башмачкина).

b. Карточку из категории «Обстоятельства» представить общим или дальним планом как явление, сопутствующее смерти.

c. Через деталь из категории «Приметы и образ жизни» раскрыть образ А.А. Башмачкина.

 

Примеры карточек

 

 

 

Список возможных карточек

Подозреваемые в смерти А.А. Башмачкина

  • Старушка хозяйка
  • Жена портного
  • Портной Петрович
  • Значительное лицо
  • Чиновник
  • Люди с усами

Обстоятельства смерти

  • Ветер
  • Мороз
  • Служба
  • Нравы
  • Погодные условия
  • Департамент
  • Враг

Приметы пострадавшего / образ жизни

  • Имя
  • Внешность
  • Речь
  • Шинель
  • Санкт-Петербург
  • Привидение
  • Перья

2. Преподаватель формулирует задание студентам:

a. Выбрать наиболее подходящий мультимедийный формат, обозначив его преимущества в вопросе решения поставленной задачи. Предложить варианты.

b. Создать скетч (сториборд) будущего материала.

3. Студенты создают набросок своего элемента, презентуют его, обосновывая формат и способ подачи.

Отдельные наброски в дальнейшем могут быть использованы в итоговом мультимедийном проекте по произведению Н.В. Гоголя.

 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

1. Учимся создавать новое, разбирая лучшие примеры. История «маленького человека» известна, что позволяет избежать неверных суждений со стороны студентов, а преподаватель может контролировать процесс хода мысли.

2. Важно, чтобы студенты к занятию прочитали произведение Н.В. Гоголя «Шинель».

3. Студенты выстраивают свои истории в соответствии со знаниями основных жанров и форматов универсальной журналистики.

4. Погружаясь в историю А.А. Башмачкина, студенты учатся видеть и описывать не только сам факт смерти (что, кто, где и когда произошло), но и учатся работать с причинами, осознавая важность каждой детали в истории «маленького человека».

 

Автор упражнения

Ольга Лахтачева, преподаватель факультета журналистики, Южно-Уральский государственный университет