Волна коммуникации

Студенты получают представление об информационных потоках как системе и ответственности коммуникатора перед аудиторией, учатся анализировать эффект публичных сообщений в различных средах.
 

Цель упражнения

Закрепить навыки студентов системно анализировать эффективность и смысл публичной социальной коммуникации в СМИ.
 

Формируемые навыки и умения

• Умение выделять в коммуникации существенные черты, влияющие на ее эффективность
• Навык ведения дискуссии
• Навык командной работы
• Умение оценивать влияние на общество журналистских материалов
• Умение оценивать влияние на общество потоков сообщений в соцсетях
• Навык визуализации и презентации результатов исследования
 
Длительность: занятие делится на 2 блока. Первый блок – домашнее задание, второй – деловая игра на практическом занятии (1,5 часа, или 1 пара).
Уровень сложности: для продвинутых.
Оборудование: мультимедиа, гаджеты, интернет.
 

Описание

Задание состоит из двух блоков.

Первый блок – домашнее задание по группам (до 4-5 человек). Дается кейс – большой объем данных (не менее 100 материалов, отобранных преподавателем) посвященный заданной острой социальной, злободневной проблеме (вариант – все данные собирают сами). Для каждой группы порядок материалов должен отличаться.

В качестве кейса можно привести публикацию Г. Мурсалиевой «Группы смерти» (Новая газета) и материалы, посвященные теме суицида/подталкивания подростков к суициду в социальных сетях (в “группах смерти») до и после основной публикации (видеосюжеты, фильмы, материалы интернет-СМИ) в течение 2016 года. Также даются ссылки на родительские форумы, посты в блогах, группы в «ВК» (родителей), видеофильмы, проекты законов, материалы Роскомнадзора и Следственного комитета и др.

Цель домашнего задания: найти внутреннюю и внешнюю логику материалов, анализируя все материалы за 2016 год как единую коммуникацию. Проследить, как освещалась эта тема до расследования в «Новой газете» и какие эффекты в рамках публичной коммуникации вызвал этот материал.

При этом необходимо использовать 4 подхода к анализу коммуникации.
1. Трансмиссионный (выделить компоненты коммуникации, шумы, кодирование и декодирование, объемы информации).
2. Транзактный, социально-психологическая модель Ньюкомба (субъекты коммуникации, аттитюды и когнитивные искажения).
3. Семиотический (означаемое и означающее, реальный объект, дискурс, коннотат и денотат).
4. Критический (сила, власть, давление, ресурсы).

Итог: сделать общий вывод об эффектах и эффективности коммуникации (силе воздействия на аудиторию, откликах, глубине обсуждения, изменениях мнения о проблеме, о появлении нового знания и пр.).

В каком виде должен получиться результат этой работы? Таблица контент-анализа? Типология материалов? Текст, описывающий историю развития этой темы в медиапространстве? Анализу по параметрам должен подвергаться каждый текст или достаточно отметить тенденции в формате эссе? Как они потом «сводят» результаты внутри группы?

В итоге рабочая группа студентов презентует результаты исследования в виде, который, по их мнению, наиболее показателен для основных выводов. Итог группового исследования может быть представлен виде таймлайна, таблицы, диаграммы, схемы и проч. Наиболее подходящий формат группа выбирает самостоятельно. Когда студенты обнаруживают, что по итогам анализа одного материала у разных групп получились разные результаты и форматы представления, они открывают такие эффекты, как когнитивные искажения и рефрейминг (изменение рамок восприятия).

Второй блок. Студенты приходят на практическое занятие с готовым анализом по итогам первого блока, а значит, с неким общим групповым мнением о журналистских материалах на тему «Группы смерти».

Ведущий предлагает разбить домашние группы, создать новые, сборные.

Далее студенты работают все занятие уже в новых группах. Эффект от новых групп следующий: каждый после домашней работы уже пришел к определенным выводам и убеждениям, сформировал собственную позицию. Он склонен считать ее единственной верной, ведь его поддерживали прежние товарищи. Сталкиваясь с новыми взглядами, студент вынужден применить эмпатию, без этого команда не сформируется и к общей цели не придет. В результате он попадает под влияние других точек зрения, а также может отстаивать свою, но, в любом случае, ему придётся посмотреть на сделанную работу под другим углом, что делает групповую работу на практическом занятии более ценной, многомерной. Также этот метод придает драйва и в целом катализирует динамику и групповые эффекты.

После формирования новых групп работа делится на этапы.

1 этап. В группе организуется дискуссия: в чем причина большого интереса со стороны журналистов к теме «группы смерти» в 2016 году? В чем основной смысл их коммуникации с обществом? Какого эффекта они добились/не добились?
Дискуссия считается успешно завершенной, когда все члены команды пришли к единому мнению.

2 этап. Вы – журналисты редакции
• молодежного СМИ (например, независимого СМИ журфака),
• государственного (административного) образовательного портала (при администрации области),
• родительского форума,
• портала журналистских независимых расследований
и пр. или др.

Цель: Согласно общему выработанному мнению по результатам дискуссии разработать техническое задание для программистов для визуализации итогов группового анализа в новых группах, ознакомления с ним аудитории СМИ. По параметрам:
• Основная идея
• Аудитория
• Вид визуализации (карта, инфографика, лонгрид, таблица, график и пр.)
• Текст визуализации, смыслы, идеи, образы
• Планируемый эффект (когнитивный и эмоциональный – какое знание и о чем получит аудитория, какие эмоции испытает)

3 этап. Обсуждение итогов. Каждая группа в режиме «Презентации» или в другой программе объясняет основную идею, смысл визуализирующего материала. После каждого представления другие группы могут задать вопросы.

4 этап. Подведение итогов. Ведущий просит всех выйти на сайт www.menti.com и дает код 16 83 30. Все выходят в интерактивный опрос: С чем у вас ассоциируются «группы смерти»? У студентов есть 5 позиций для слов-ассоциаций, они в ходе загрузки ответов складываются в меняющуюся картинку на экране. Если слова повторяются, то их шрифт визуально увеличивается, в результате чего мы видим ВСЕ ассоциации, а в центре — крупным шрифтом те, которых в этой студенческой группе больше всего. На экране появляется визуализация ответов, дающая представление об общем представлении, мнении. Преподаватель задает вопрос: Насколько же изменилось изначальное представление? Таким образом мы связываем домашнее задание и результаты работы на занятии в составе новой группы, можем отрефлексировать эффект «ломки» логики или укрепление мнения, что позволяет убедить остальных.

После этого ведущий задает вопрос: «В чем смысл журналистской коммуникации и журналистского дискурса?»
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

У студентов должен быть хороший уровень знаний по предмету, свободное владение ими.
Необходимо сопротивляться желанию студентов остаться в группе «домашнего задания». Объявить, что групповой анализ будет оцениваться отдельно.
Студентов лучше заранее предупредить о гаджетах, подключенных к интернету (даже если у кого-то их нет, сосед может дать проголосовать).
Студенты должны быть способны к самостоятельной работе и групповой дискуссии, с ее правилами можно ознакомить заранее.
 

Автор упражнения

Анна Андреева, доцент кафедры журналистики, Тюменский государственный университет