Проверка гипотезы

Студентам должны подтвердить или опровергнуть заданный тезис. Для этого необходимо разработать и провести социометрическое мини-исследование и визуализировать полученные данные.
 

Цель упражнения

Развитие навыков анализа и визуализации данных.

Формируемые навыки и умения

  • умение собирать данные, используя социологический инструментарий;
  • умение визуализировать полученные данные для работы с поставленной гипотезой.

 
Длительность: 2 академических часа(не считая времени для проведения опроса).

Уровень сложности: средний.

Оборудование: компьютеры, Excel, интернет, проектор.
 

Описание упражнения

Существует несколько способов подготовки дата-материала. Один из них — формулирование гипотезы и ее последующее тестирование, или проверка. Гипотеза может подтверждена собранными данными или, напротив, опровергнута. Оба варианта дают возможность журналистам подготовить публикацию.

В основу данного упражнения положена публикация из серии «Британские ученые выявили…». В материале обосновывается тезис о корреляции веса при рождении и социального успеха.
1.         Знакомство с публикацией «Социальный успех зависит от веса при рождении» и постановка проблемы.

2.         Разработка вопросов для социометрического исследования. Социальный успех может быть заменен понятием «степень доверия» в группе. Для этого составляются вопросы и вносятся в Google форму («социоматрицу»). Примерный список вопросов:

  • С кем из группы ты бы пошел в недельный туристический поход (не более трех вариантов)?
  • В кафе ты обнаружил, что тебе нечем расплатиться за заказ. У кого из группы ты попросишь взаймы (не более двух вариантов)?
  • Ты попал в больницу. Кому прежде всего ты позвонишь из группы (не более одного варианта)?
  • Кому из группы ты можешь занять крупную сумму денег – не менее 5 тыс. рублей (не более одного варианта)?
  • Твой пол.
  • Твой вес при рождении.
  • Твой рост при рождении.
  • Твой знак зодиака.

3. Проведение опроса среди студенческих групп. Имеет смысл проводить опрос в одной академической группе, так как результаты персонального выбора имеют решающее значение. Опрос можно провести и в группе студентов, с которыми проводится данное занятие.

4. Визуализация результатов. Сервис Google Form позволяет визуализировать полученные данные. Можно посмотреть их вместе со студентами. Однако представленной визуализации недостаточно, чтобы «показать историю».

5. Преподаватель демонстрирует студентам визуализацию социоматрицы из исследований.  (См. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия».)

6. Преподаватель предлагает студентам объединиться в команды и придумать варианты визуализации на основе полученных данных.

Одним из правильных вариантов визуализации данных в этом упражнении является пузырьковая диаграмма, для которой требуются 3 набора данных – вес при рождении (ось х), рост (ось y), кол-во выборов (размер «пузыря» диаграммы). Могут быть и другие варианты визуализации.

Студенты предлагают варианты, потом создают их в Excel или с помощью другого инструмента.

7. Презентация результатов и обсуждение удачных находок при визуализации. Возвращение к сформулированной гипотезе: «Справедлив ли тезис ученых о весе при рождении?».

Обязательным условием данного задания является составление заголовка и лида для журналистского материала, в основе которого подтверждение или опровержение гипотезы.
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

Для проведения практического задания необходимо познакомиться со следующими материалами:

1)  Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия».

2) Анимированная пузырьковая диаграмма в Excel.
 

Автор упражнения

Андрей Горбачев, доцент кафедры истории и теории журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет