Игра моделирует один день (неделю) работы службы информации на радио и дает возможность студентам выступить в роли создателей радионовостей, пройдя все этапы работы от замысла до эфира.
Цель упражнения
Дать представление о формах и методах профессиональной работы радиожурналиста.
Формируемые навыки и умения
- Освоение технологии создания радиопередачи
- Умения создавать текст для радио
- Умение определять информационные приоритеты для заданного типа издания
- Умение определять подходящие жанры и форматы для различных медиаплощадок
- Спосбность работать в команде
Длительность: 2 академические пары (между которыми неделя на самостоятельную работу).
Уровень сложности: средний (проводится после знакомства студентов с теорией по радиожурналистике, предполагается, что студенты знакомы с темами «Новости на радио», «Язык радио», «Написание текстов на радио», «Звук в радиоэфире», «Работа радиожурналиста с текстом и звуком»).
Оборудование: цифровой диктофон, микрофон, наушники, аккумуляторы или батарейки для диктофона, компьютер или ноутбук, звуковой редактор, позволяющий записывать и обрабатывать звук на компьютере (например, Adobe Audition), программа для воспроизведения звука, доступ к сети Интернет, колонки.
Описание упражнения
Игра разбита на этапы. Для ее прохождения студенты объединяются в команды по 5-6 человек (это лучше сделать заранее).
Этап 1
Разработка концепции информационного выпуска проходит на первом занятии. Каждая команда готовит свою концепцию и представляет её на обсуждение.
Концепция информационного выпуска для радио (проект)
- Описание аудитории, на которую рассчитан выпуск.
- Тип выпуска (тематический, общий, специальный).
- Время выхода и периодичность (утренний, вечерний, раз в неделю, каждый день и т.п.).
- Хронометраж (не менее 7 минут).
- Звуковое оформление.
- Жанры.
- Состав команды (указать редактора, ведущего, корреспондентов, звукорежиссера).
- Примерный тематический план выпуска, согласно календарному плану.
- План работы команды над выпуском.
Затем команда составляет график своей работы, прописывает план первого выпуска:
- тематический план выпуска (тема+жанровое воплощение),
- закрепление ответственных за материалы выпуска,
- звуковое оформление выпуска.
План выпуска обсуждается на паре (можно сразу вместе с концепцией, можно отдельно). Кроме того, автор каждого материала представляет примерный план своей работы.
Этап 2
В течение недели, на которой студенты делают свой выпуск, каждый корреспондент присылает по электронной почте (или Вконтакте) преподавателю материал на проверку. После уточнений и исправлений материал передается редактору и ведущему. Звуковые дорожки должны быть расшифрованы.
Перед записью выпуска редактор высылает преподавателю верстку выпуска.
Накануне второго занятия (эфира выпуска), выпуск записывается и монтируется студентами самостоятельно.
Этап 3
На втором занятии группа и преподаватель слушают выпуск, обсуждают его, подводят итоги, обсуждают ошибки как в самом выпуске, так и в ходе работы над ним. В обсуждении принимает участие каждый студент.
По желанию преподавателя и студентов, выпуск может быть опубликован в сети Интернет (сайт университета, социальные сети и т.д.).
Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения
1. Разделить студентов на команды лучше заранее, а не на паре.
2. Подготовить график выступления команд.
3. Аудиторию для выпуска лучше брать близкую вашим студентам. Например, студенты вуза/факультета. Как показывает практика, студенты хорошо ориентируются в этой среде и знают хотя бы примерно информационную картину ближайшей недели.
4. У каждого корреспондента должны быть свои сроки подготовки материала. Студенты не должны оставлять все на последний день. В последний день они сводят выпуск, при этом вся редактура преподавателя должна быть учтена.
5. Когда студенты сдают материал на редактуру-проверку, все звуки в нем должны быть расшифрованы и оформлены в тексте. Это касается и вёрстки выпуска в целом.
Автор упражнения
Юлия Аникеева, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, Саратовский государственный университет