Визуализация образов региона

Упражнение посвящено визуализации образов региона, связанных с его историко-культурным наследием, с помощью мультимедийных инструментов.
 

Цель упражнения

Визуальное представление культурного пространства региона.
 

Формируемые навыки и умения

  • готовность бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям родного края и страны
  • умение работать в творческом коллективе)
  • использование гуманитарного — краеведческого — знания в профессиональной деятельности журналиста
  • умение работать с различными источниками информации
  • знание теорий и методов новых медиа, способов визуализации информации в современной медиасфере
  • умение визуализировать текст и редактировать его

 
Длительность: 2 академических часа.

Уровень сложности: средний.

Оборудование: карточки двух типов (см. описание упражнения), компьютеры, интернет, проектор, звуковые колонки, по необходимости – флипчарт, бумага, маркеры.
 

Описание упражнения

Студенты объединяются в команды по четыре человека.

Один из вариантов формирования команд: студенты называют по три человека из группы, с кем бы они хотели остаться на необитаемом острове. Команды по четыре человека объединяются в соответствии с образовавшимися взаимными симпатиями.

Первый этап игры. Каждая группа выбирает одну из карточек с описанием образа места Кировской области (данное упражнение основано на материале Кирова и/или Кировской области; задания можно адаптировать для каждого город, региона).

 

Карточки «Ментальные образы Кировской области»

Сегодня в Кировской области сохранилось более 3,5 тысяч памятников культуры. Действуют более 40 музеев, в том числе уникальные в своём роде: музей А. Грина в Кирове, музей братьев А. и В. Васнецовых в с. Рябово, музей истории крестьянского быта в Котельническом районе. 12 старинных городов и поселений обладают статусом исторических. Имеется пять центров национальной культуры, три театра, филармония, концертный зал органной и камерной музыки, цирк. Ежегодно проводятся сотни фестивалей, среди которых «Всероссийский праздник танца на приз В. Захарова» — единственный в России танцевальный конкурс, где главной темой является отражение с помощью танца идеи многообразия и многоплановости российских народных промыслов. Создать вечные ценности в суровых природно-климатических условиях позволили вятчанам креативность, духовная сила, жизнеутверждающий оптимизм, свободолюбие и терпение.

  1. Вятка — духовный центр. Каждый год на Вятке проходит Великорецкий крестный ход — самый древний, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Российской земли.
  2. Вятка — содружество разных народов. Регион с момента своего появления представляет собой густую сеть культурных взаимодействий и взаимовлияний различных народов и религий. Сегодня на территории Кировской области проживают русские (90 %), татары (3 %), марийцы (2,5 %), удмурты (1 %), а также украинцы, армяне, грузины, поляки. Есть православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и даже язычники (на реке Немда сохранилось действующее место молений марийцев Чембулат).
  3. Вятка — территория творчества. В начале XX в. Вятская губерния занимала первое место в России по числу народных промыслов. Сегодня рукотворное творчество вятских умельцев радует своим многообразием: дымковская игрушка, кукарское кружево, вышивка, изделия из капо-корня, матрёшка, керамика, изделия из лозы, бересты и соломки, гармоника.
  4. Вятка — источник художественного таланта, дерзновения и сил.

* Вятский край вдохновил художников И. Шишкина, братьев А. и В. Васнецовых, Н. Хохряков на создание живописных полотен – «Соснового бора», «Алёнушки», «Богатырей».

* Н. Лобовиков стал одним из основателей отечественной художественной фотографии.

* «Вятский мужик» певец и актёр Ф. Шаляпин («Эх, ухнем», «Дубинушка») оказал влияние на оперное искусство и народное песенное творчество.

* Уроженец Вятской губернии композитор П. Чайковский подарил миру музыку – «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика».

* Писатель А. Грин обогатил культуру романтическими повестями «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».

* Актёр А. Калягин создал образ Бабс Баберлей из кинофильма «Здравствуйте, я ваша тётя».

       5. Вятка — край свободолюбия, незакрепощённости и «своих порядков»! Со времени своего возникновения город долгие время был неподвластен столице. Впоследствии ссыльные в Вятку воплощали в жизнь свои дерзновенные идеи.

* А. Витберг построил Александро-Невский собор.

* М. Салтыков-Щедрин написал «Губернские очерки» и «Краткую историю России».

* А. Герцен открыл простому народу мир мудрой мысли – библиотеку им. А. Герцена.

      6. Вятка — страна героев. Вятчане отличаются своим исключительным умением вести людей за собой в самых трудных ситуациях и добиваться победы.

* Маршал И. Конев смело жертвовал своей жизнью на фронте в борьбе за счастье народа.

* Знаменосцем Победы стал Григорий Буатов. Вятский солдат первым водрузил красный самодельный флаг над гитлеровским рейхстагом.

* Яков Падерин в начале Великой отечественной войны грудью закрыл амбразуру фашистского дзота.

* Роман Ердяков — десантник 6-й роты, геройски погибший при защите «высоты» в Аргунском ущелье Чечни.

      7. Вятка — родина выдающихся учёных с мировым именем.

* В 1762 г. вятчанин К. Щепин стал первым русским профессором медицины, а в 1764 г. начал впервые в России читать лекции по анатомии и хирургии на русском языке.

* Хирург А. Бакулев и психиатр В. Бехтерев помогли человечеству справляться с заболеваниями сердца, сосудов и мозга.

* К. Циолковский, начавший сознательную жизнь в Вятской гимназии, стал основоположником космонавтики.

* Космическим «Миротворцем» является сотый космонавт Советского союза вятчанин В. Савиных.

(в других города и регионах можно составить карточки по аналогии)

 

Второй этап игры. Из предлагаемых возможных способов визуализации информации группа выбирает четыре  (на количество участников группы) технологии.

 

Карточки «Способы визуализации текстовой информации»

  • Облако тегов
  • Диаграммы Венна, круги Эйлера
  • Инфографика
  • Визуализация с помощью графов
  • Визуализация моделей скрытых тем (latent topics)
  • Диаграмма
  • Гистограмма
  • Таблица
  • График
  • Карты и картограммы
  • Дашборды
  • Интерактивный сторителлинг
  • Презентация и анализ данных
  • Кластеры
  • Ментальные карты
  • Система «Фишбоун»
  • Концептуальные схемы
  • Мемы
  • Гифки

(количество способов может быть сокращено или расширено по выбору преподавателя)

 

Третий этап игры. Взяв за основу ментальный образ региона, используя материалы открытых данных, группа визуализирует выбранными способами ментальный образ Кировской области.

 

Четвертый этап игры. Работы в конкурсном режиме презентуются, лучшие отбираются путём тайного голосования. Визуализации-победители включаются в разрабатываемый всей учебной группой мультимедийный проект, посвященный культурному пространству Кирова и Кировской области.

 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

1. Преподавателю необходимо подготовить карточки с известными ментальными образами города, региона. Нужно быть готовым помочь студентам найти дополнительную информацию по этим образам.

2. Студенты могут визуализировать информацию на бумаге, создавая предварительный макет. При достаточном опыте студентов они могут выполнять визуализацию сразу в онлайн-сервисах.

 

Автор упражнения

Елена Воронова, доцент кафедры филологии, журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет