Журналистский «шпионаж»

Ролевая игра посвящена сбору информации о герое. Задача — составить досье на основе открытых источников и визуализировать данные с помощью различных онлайн-инструментов.
 

Цель упражнения

Закрепить знания, связанные с использованием новых методик сбора информации.
 

Формируемые навыки и умения

  • поиск, обобщение и визуализация информации
  • работа с данными

 
Длительность: два/четыре академических часа.

Уровень сложности: средний.

Оборудование: компьютеры с выходом в интернет.
 

Описание упражнения

Группа объединяется в 2-3 команды. Тренинг состоит из трех блоков.

В первом студенты самостоятельно или с помощью преподавателя выбирают героя какого-либо актуального события (чиновника, предпринимателя, владельца компании, спортсмена и проч.). Далее каждой команде необходимо составить досье о герое, собрав максимум уникальной интересной информации о нем. Работа распределяется между всеми участниками. Для сбора сведений рекомендуется использовать следующие базы данных и онлайн-инструменты (а также социальные сети):

Кроме того, студенты могут применять и другие инструменты.

Второй блок — визуализация досье в форме несложной инфографики с использованием одного из инструментов (Canva, Easel.ly, Venngage и т. д.) либо в формате интерактивной фотографии.

Третий блок – презентация проектов.
 

Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения

Преподавателю до начала тренинга необходимо проверить работу баз данных (некоторые ссылки становятся битыми в силу различных обстоятельств, например, популярный среди журналистов сайт Yomapic перестал функционировать из-за новой политики Instagram, запрещающей доступ сторонних приложений к геолокации фото в этой соцсети).

Для тренинга можно выбрать две формы: сдвоенная пара (4 часа — 2 часа на сбор информации и 2 часа на визуализацию и презентацию) или классическое занятие (2 часа), после которого студенты получают домашнее задание — подготовить инфографику по итогам работы на паре.

Преподаватель может в начале занятия раздать командам первичные данные (названия компаний и организаций, ИНН, номер арбитражного дела и иные сведения), по которым студентам необходимо раскопать информацию. База федеральной налоговой службы позволяет по имени человека, названию компании или ИНН получить данные ЕГРЮЛ (фамилии учредителей, доли в уставном капитале и т. д.), номер ИП. ИНН дает возможность найти: другие компании, которые зарегистрированы на человека; судебные процессы в картотеке арбитражных дел, связанные с героем поиска. Мониторинг физических и юридических лиц, ИП в банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов позволяет узнать, есть ли задолженности у героя или компании, а также иные полезные сведения (например, дата рождения человека, номер, дата исполнительного производства, исполнительных листов, штрафов и т. д.). Номера и реквизиты будут полезны при поиске содержания судебного дела на сервисе «Электронное правосудие».

Исследование базы тендеров и госзакупок способствует поиску контрактов, которые заключает та или иная компания. В определенных случаях это может быть интересно, если, например, чиновник подает декларацию («Декларатор.орг») и указывает скромные доходы. В то же время члены его семьи обладают внушительными финансовыми средствами, и на них зарегистрирована большая часть имущества. Далее логика такова: ищем по схожей схеме любую информацию, связанную с супругом/супругой и детьми чиновника.

Поиск в социальных сетях и использование сервисов анализа аккаунтов дает возможность обнаружить любопытную личную информацию, интересные фотографии и видео, составить индекс присутствия в медийном пространстве и проч. В интернете есть много приложений и сайтов о том, как найти в социальных сетях скрытые профили и посты, чужие комментарии, комментарии конкретного пользователя и т. д. Мониторинг публикаций в базах данных «Интегрум» или Public позволит выбрать публикации о персоне или компании за определенный период. Анализ с помощью программы «Ваал-мини» дает возможность оценить конечный эффект воздействия медиаматериалов о герое на читателей (какое впечатление производит текст) и т. д.

После того, как информация собрана, каждая команда обобщает данные досье и выбирает главные из них для создания инфографики. Преподаватель может рекомендовать онлайн-инструменты визуализации из списка (перечислены выше) либо предложить другие. Варианты визуализации: статичная инфографика (например, в виде резюме на canva.com) или интерактивное фото (фотография героя с гиперссылками, содержащими главную информацию о герое). Большая часть сервисов не русифицирована, но имеет интуитивный дизайн и структуру. Кроме того, нужно учитывать, что на представленных сервисах доступны демо-версии, ограниченный перечень бесплатных опций. Однако и с узким набором инструментов можно создать неплохую инфографику.

Презентация проектов. Не надо ждать от команд высококачественной инфографики. Главное в этом тренинге — заставить студентов самостоятельно поработать с базами данных и онлайн-сервисами визуализации. Это поможет им в дальнейшем совершенствовать навыки оперативной работы над заданиями редакции, творчески подходить к поиску информации, проводить собственные расследования, обнаруживать скрытые от широкой аудитории данные.
 

Автор

Наталья Павлушкина, старший преподаватель кафедры периодической печати, Санкт-Петербургский государственный университет